Способы оформления материнского капитала
Граждане Российской Федерации, выехавшие за границу, но при этом сохранившие регистрацию на территории России, подают документы на оформление сертификата в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления, а также всех необходимых документов на выдачу сертификата.
При отсутствии регистрации на территории Российской Федерации существует несколько способов оформления материнского (семейного) капитала:
- Лично
- По почте
- По доверенности
Более подробную информацию об особенностях оформления материнского капитала за границей можно найти на сайте СФР: sfr.gov.ru/grazhdanam/msk/get_certificate/msk_new_reg.
В случае личного оформления сертификата в РФ:
Личная явка непосредственно в Фонд пенсионного и социального страхования РФ в г. Москве по адресу: г.Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корпус А (ст. метро Юго-Западная). Приём осуществляется ежедневно по рабочим дням в порядке живой очереди.
ВАЖНО: при личной явке в Фонд пенсионного и социального страхования РФ для оформления материнского (семейного) капитала при отсутствии регистрации на территории РФ необходимо предварительно получить в Генеральном консульстве справку о постановке на консульский учет (выдается по почте).
В случае оформления сертификата по почте:
Для оформления материнского капитала по почте необходимо явиться лично в Генеральное Консульство, предварительно записавшись на прием в пенсионный отдел.
Список документов:
- Действующий российский загранпаспорт (срок действия на момент оформления документов должен быть как минимум полгода), а также копии страницы с личными данными;
- Внутренний российский общегражданский паспорт (при наличии), а также копии:
1. страницы с личными данными,
2. страницы со штампами о регистрации по месту жительства.
3. страницы с данными о ранее выданных паспортах
В случае, если внутренний общегражданский паспорт просрочен, но вы не снимались с учета в России - документы на оформление сертификата необходимо подавать по месту регистрации.
- Свидетельства о рождении всех детей (оригиналы и копии).
Если свидетельство о рождении выдано компетентными органами ФРГ, то его необходимо легализовать для российских властей (поставить штамп апостиль, сделать перевод на русский язык, заверить верность перевода у нотариуса в отделе нотариата (окно № 13), а также оформить ребенку гражданство и поставить штамп о наличии российского гражданства на свидетельство о рождении (окно № 14, прием по предварительной записи).
В связи с изменениями законодательства с 1 января 2024 года право на оформление материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению. Подтверждением наличия у ребенка гражданства по рождению является штамп о гражданстве РФ в свидетельстве о рождении с указанием соответствующей статьи закона (12 статья №62-ФЗ от 31.05.2002 или 13 статья №138-ФЗ от 28.04.2023).
- Справка о постановке на консульский учет. Должна быть датирована текущим годом (оформляется по почте).
- Заполненное заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Подпись на заявлении ставится только при должностном лице Генконсульства, после чего она заверяется.
Кроме того, могут потребоваться:
- Оригиналы и копии документов об изменении фамилии, имени, отчества, если такое производилось.
Такой документ представляется в том случае, если Ф.И.О заявителя в свидетельствах о рождении детей разнится. Справки о перемене имени, выданные компетентными органами ФРГ, подлежат легализации для российских властей.
Все вышеуказанные копии подлежат нотариальному заверению.
- Документ(справка из консульского загранучреждения), содержащий сведения о ранее выданных паспортах и подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации матери на момент рождения ребёнка (детей).
Справка оформляется в случае, если действительный заграничный паспорт матери был выдан после рождения ребенка (детей), а предыдущие паспорта были выданы либо в Генконсульстве России в Бонне, либо в ранее работавших Генеральных консульствах России в Мюнхене и Франкфурте-на-Майне.
Документ оформляется по обычной почте путем направления соответствующего запроса (письма) на адрес Генконсульства. К запросу (письму) на получение справки (составляется в произвольной форме) приложите копию действительного загранпаспорта, копии аннулированных загранпаспортов, а также маркированный конверт с обратным адресом.
Заверение верности документов осуществляется в пенсионном отдел по предварительной записи "Оформление материнского капитала"
Пакет документов на получение сертификата отправлять ЗАКАЗНЫМ письмом по адресу: Россия, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, ГСП-1, 119991. На конверте указать: «Департамент социальных выплат».
В случае оформления сертификата по доверенности:
Оформить сертификат по доверенности возможно в 2-х случаях:
- При отсутствии регистрации на территории РФ ваше доверенное лицо подает документы непосредственно в Фонд пенсионного и социального страхования РФ по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корпус А (ст. метро Юго-Западная). Приём осуществляется ежедневно по рабочим дням в порядке живой очереди (с понедельника по четверг с 9:30 до 17:00 часов и по пятницам с 9:30 до 16:00 часов. Обеденный перерыв: с 12.45 до 14.00);
- При оформлении временной регистрации на территории РФ ваше доверенное лицо подает документы в отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту вашей временной регистрации.
Для оформления доверенности необходимо записаться на сайте Генконсульства на прием в пенсионный отдел. С собой нужно иметь действующий российский загранпаспорт.
Обращайте внимание на срок действия вашего загранпаспорта: он должен быть не менее одного года на момент оформления доверенности.